Этапы развития бизнеса в 2020 году, жизненные циклы бизнеса — The Founder
8 (495) 108-13-36 8 (812) 200-40-67 8 (843) 249-02-72 8 (383) 322-52-20 8 (343) 288-35-28 8 (831) 211-97-98 8 (800) 511-33-09
Заказать звонок

Жизненный цикл бизнеса: 5 этапов развития

Содержание:

  1. Этап основания
  2. Этап окупаемости
  3. Этап роста
  4. Этап зрелости
  5. Этап угасания
  6. Пять стадий – закономерность, но не закон

Бизнес – как живой организм, который в процессе существования проходит через общие для всех и закономерные стадии, от зарождения до смерти. Какие конкретные этапы можно выделить в истории любого дела и что нужно для его удержания на нужной стадии развития – сейчас разберемся.

Все предприятия в ходе своей деятельности переживают ряд определенных стадий. Специалисты в области экономики иногда сравнивают их с этапами развития живого организма. И небольшой киоск, и торговый центр, и сталеплавильный комбинат, и машиностроительный завод неизбежно переживают явления и проблемы, характерные для всех видов предприятий. Эти этапы развития бизнеса актуальны вне зависимости от сферы и географии деятельности. Как и живое существо, на всех этапах своего развития бизнес нуждается во внешней подпитке, представленной в виде инвестиций. Без этого проблематично обеспечить длительное существование. Однако, в отличие от заведомо смертных живых организмов, для бизнеса смерть не является обязательным итогом. Полностью застраховаться от нее невозможно (любое дело может провалиться под влиянием неблагоприятных факторов), но максимально отсрочить и свести риски к минимуму – более чем реально. А для этого нужно знать, на какой стадии сейчас находится фирма и как развивать ее дальше.

Этап основания

Основание – начальная стадия существования бизнеса. Если вы решились открыть свое дело – значит, вы оценили шансы затеи на успех, составили начальный бизнес-план, взвесили риски, просчитали потенциальные расходы и доходы. На этой стадии вы регистрируете ИП или юрлицо, находите партнеров и работников, занимаетесь поиском первой клиентуры. На этапе основания вашему делу нужно финансирование, источники которого вы ищете в зависимости от типа предприятия, его масштабов и дальнейших планов развития.

Как привлекать инвестиции

Как минимум основную часть средств для стартового капитала следует подготовить самому. Сделать это можно путем откладывания средств, продажи недвижимости или другого ценного имущества. Если имеющихся ресурсов недостаточно, стоит попытаться привлечь сторонние источники финансирования:

  • Государственная поддержка. Открывая дело, имеющее социальную или экономическую значимость в вашем регионе, можно запросить государственную поддержку в рамках программ по оказанию помощи предпринимателям. Узнать больше о таких программах можно в статье на эту тему.
  • Краудфандинг. Если вы хотите представить миру инновационный или творческий продукт, сбор средств с помощью совместного финансирования может оказаться удачным решением. Для этого нужно, чтобы ваш товар был интересен аудитории, готовой финансово поучаствовать в его создании. Материал о разновидностях краудфандинга позволит узнать больше об этом способе привлечения инвестиций.
  • Венчурные инвестиции. Бизнес, связанный с технологиями, можно развивать с помощью венчурных инвестиций. Для этого нужно найти специалиста или компанию с финансовыми ресурсами, которые поверят в успех вашего бизнеса и окажут ему поддержку. Она может быть не только денежной, но и в виде нематериальной помощи в построении планов, поиска специалистов, привлечения клиентов для скорейшей окупаемости. При этом желательно, чтобы доля инвестора в деле составляла менее 50%, так как в противном случае он может оказывать слишком большое влияние на стартап.
  • Лизинг имущества. Производственные ресурсы для бизнеса, такие как транспорт, оборудование, объекты недвижимости, можно взять в лизинг. В отличие от обычной аренды, такая схема позволяет в будущем выкупить активы. Расходы, в сравнении с покупкой того же имущества в кредит, будут отличаться незначительно, но зато с лизингового имущества не платится налог, так как до момента выкупа оно не пребывает в вашей собственности.

Этап окупаемости

Если бизнес уже открыт и запущен – наступает стадия окупаемости. Вы обзаводитесь клиентами, получаете первую прибыль, поддерживаете стабильный оборот средств. Выручки достаточно для закупки новых партий товара или погашения себестоимости оказываемых услуг. Однако на развитие и расширение дела, приобретение увеличенных партий товара, нового оборудования или найм дополнительных работников, которые позволят заработать еще больше, денег пока не хватает. Поэтому развитие бизнеса на современном этапе снова требует вложений.

Как привлекать инвестиции

Кредитование в микрофинансовых организациях. Условия сотрудничества с бизнес-клиентами в МФО отличаются от таковых для физических лиц. Микрофинансовые организации предлагают уменьшенные процентные ставки (составляющие от 20% годовых) и увеличенные сроки кредитования. Специализированные МФО, ориентированные на работу с предпринимателями, есть в каждом регионе РФ. Они готовы выдать средства бизнесу под еще меньшие ставки, от 8%. Краудфандинг. Как и на стадии основания, в начале пути развития краудфандинг позволяет привлечь средства потенциальных клиентов. Если вы занимаетесь производством интересных товаров и этому процессу уже дан старт, издержки на выпуск новой партии могут оказаться ниже, а доходы с привлеченных инвестиций – выше.

Этап роста

Стадия роста входит и в этапы развития малого бизнеса, и в ступени развития больших предприятий. В этот период число клиентов растет, а прибыль увеличивается. Доходы позволяют погасить задолженности, расширять объемы производства, привлекать новых сотрудников. Свободные средства можно направить на дальнейшее развитие дела, например увеличить количество автомобилей для службы доставки, приобрести новое производственное оборудование или организовать рекламную кампанию.

На стадии развития нередки кассовые разрывы – ситуации, когда формально средства уже заработаны, но реально их еще нет, из-за чего нельзя пустить эти деньги в дело.

Как привлекать инвестиции

  • Факторинг. Если ваша сфера деятельности включает торговлю, то на этапе роста происходит наращивание клиентской базы и нужно увеличивать обороты. Для этого многие компании прибегают к сотрудничеству с отсрочкой платежа, когда товар поставляется клиенту сразу, а оплата производится позже. Избежать кассовых разрывов при такой модели работы позволяет факторинг. Привлекая посредника в лице компании-фактора, вы сгладите неравномерность поступлений. При такой схеме средства за поставленный товар или оказанную услугу осуществляет посредник-фактор, а клиент должен деньги уже ему, а не вам.
  • Лизинг. Как и на начальном этапе, на стадии роста лизинг позволяет расширить бизнес, не прибегая к покупке производственных активов с полной оплатой или в кредит. В отличие от аренды, со временем вы можете выкупить лизинговые активы, когда заработаете средства для этого.
  • Кредитование. Бизнесу, демонстрирующему рост финансовых показателей и существующему уже продолжительное время, оформить кредит проще. Вероятность одобрения займа повышается, а условия кредитования становятся более выгодными, чем для начинающих стартаперов. Вы можете рассчитывать на получение льготных кредитов в рамках государственных программ по поддержке малого или среднего бизнеса.
  • Продажа доли. На стадии развития бизнес уже представляет немалую рыночную ценность, поэтому, продав долю в предприятии, вы получите инвестиции и обзаведетесь партнерами. При этом главное – внимательно подойти к выбору инвестора и грамотно заключить договор с ним. Зафиксируйте сделку юридически, пропишите доли владения каждого из совладельцев, разделите права и обязанности всех участников.
  • Привлечение инвесторов. Бизнес, который активно развивается, представляет интерес для сторонних инвесторов. Вложение в такое предприятие несет гораздо меньше рисков, чем финансирование начинающего предпринимателя, поэтому найти человека или компанию, готовую вложить средства, становится проще.

Этап зрелости

Следующей стадией, продолжающей этапы развития бизнеса в России, становится зрелость. В этот период предприятие прекращает активный рост, но демонстрирует высокий уровень стабильности. Внешние обстоятельства уже не способны оказать катастрофического влияния, так как финансовые резервы дают возможность найти выход из сложившейся ситуации и пережить или преодолеть кризисный период. Несмотря на снижение уязвимости бизнеса к форс-мажорным обстоятельствам и экономическим кризисам, не стоит расслабляться и пускать все на самотек. Контролируя ситуацию и адаптируясь к изменениям, можно годами удерживать стабильные показатели и избегать перехода к следующей стадии. Однако можно проявить смелость, рискнуть и попробовать вернуться на шаг назад, чтобы пережить «вторую молодость». Расширяя география присутствия или объемы сбыта, можно снова обеспечить динамичный рост, но для этого нужны более серьезные вложения.

Как привлекать инвестиции

Чтобы не превратить зрелость бизнеса в его стагнацию, одной лишь прибыли может оказаться мало. Нужны масштабные инвестиции, привлечь которые можно в том числе и перечисленными ранее способами. Например, чтобы увеличить оборот перевозчика, можно взять в лизинг новые машины, а для расширения производственных или торговых площадей – взять кредит под постройку нового здания. Однако доступны и другие варианты.

  • Краудинвестинг. Этот способ привлечения капитала позволяет воспользоваться коллективным финансированием, в рамках которого инвесторы вкладывают свои средства в бизнес с целью их возврата с процентами. Если ваш бизнес стабилен и имеет перспективы для дальнейшего развития, хороший бизнес-план позволит убедить инвесторов в успехе затеи и быстро привлечь средства для роста предприятия.
  • Кредитование. Зрелый бизнес с точки зрения банка – это хороший клиент, сотрудничество с которым связано с малыми рисками, поэтому взять займ относительно просто. При этом, как и на более ранних этапах, вы можете получить льготы, участвуя в специальных программах, если сфера деятельности вашей компании подпадает под их действие.
  • Эмиссия ценных бумаг. Юрлица имеют возможность выпускать акции и облигации с целью привлечения средств. При продаже акций вы привлекаете средства сторонних инвесторов в обмен на долю владения и соответствующую ей часть прибылей. Эмиссия облигаций позволяет привлечь средства, которые инвестор предоставляет в долг, в то время как вы обязуетесь вернуть их в оговоренный срок с процентами.

Этап угасания

Если стадия развития переходит в стагнацию, за ней следует упадок бизнеса. На этом этапе издержки растут, клиенты отсеиваются, а доходы падают. Даже если вместо старых клиентов приходят новые, прибыль не растет и даже снижается, так как все доходы идут на погашение постоянных расходов и удержание компании на плаву. Несмотря на печальные перспективы, упадок не обязательно увенчается крахом фирмы и банкротством. История знает немало примеров, когда прошедшая все этапы развития международного бизнеса большая компания оказывалась на грани провала, но снова возвращалась к жизни. Чтобы спасти бизнес, необходимо предпринимать взвешенные, но решительные действия.

Как привлекать инвестиции

Не спешите спасать бизнес, прошедший все стадии развития, простым привлечением новых инвестиций. Для начала следует найти корни проблем, препятствующих стабильному существованию фирмы в ее нынешнем виде. Причинами кризиса могут быть неэффективное расходование средств, игнорирование изменчивых требований рынка или устаревший подход к ведению дел.

Чтобы выйти из стадии упадка, необходимо оптимизировать работу предприятия, найти пути снижения издержек, повышения эффективности труда. В качестве мер спасения можно изменить организацию рабочего процесса или внедрить дополнительные средства мотивации сотрудников. Новшества стратегического характера, такие как освоение новой продукции, покорение ранее незанятой рыночной ниши, разработка приложений и цифровых сервисов для привлечения клиентов, позволяют преодолеть кризис. Составив план действий и взвесив риски, можно приступать к привлечению средств уже известными способами.

Пять стадий – закономерность, но не закон

Перечисленные этапы развития характерны для всех видов бизнеса, но их прохождение именно в таком порядке не является каким-то непреодолимым законом экономики. Неудачные стартапы могут перейти к стадии угасания уже в начале развития, в то время как некоторые компании в фазе зрелости возвращаются к росту и демонстрируют его на постоянной основе. Удачные управленческие решения позволяют быстро перейти от стадии окупаемости к зрелости, удерживая серьезную долю на рынке в своей области деятельности, или дать вторую жизнь кризисному бизнесу, переживающему упадок. Здесь все индивидуально, поэтому главное – анализировать положение и делать верные шаги.